Loading ...
Sorry, an error occurred while loading the content.

[mosling] CONF

Expand Messages
  • Nina Dobrushina
    *ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО* Уважаемые коллеги! ГОУ ВПО
    Message 1 of 12 , Feb 2, 2011
    • 0 Attachment
      *�������������� ������*



      ��������� �������!



      ��� ��� <<����������� ��������������� �������������� ��������>>

      ���������� ������� ������� �� *II* *�������* ������-������������
      �����������

      * <<���������� ������� ��������������: ***

      *�������� � �����������>>*



      ���� ���������� ����������� *��� 2011 �.*

      * *

      ��� ������� � ����������� ������������ �������������, ������� ����������,
      ��������, ���������, ������� ������, ���������� �������� � ��������������
      ���������� ������������� � ����������.



      * *

      *����������� ����������� �����������:*

      � ������� ��������� ��������� ������;

      � �������� ������������ ��������� ������;

      � ������� �������������� ��������������;

      � ������� ��������, �������, ���������.



      *� �������� ����������� ������ <<������������ ������>>, � ������� �����
      ������������ ���������� ������� ������������-������������. *



      ������� �����: �������, ����������, ���������, ���������, ��������.



      ��� ������� � ����������� ����������* �� 1 ��� 2011 �.* ������������ �
      ���������� ��������� ���������:



      � ������, ����������� � ������������ � ������������ ����
      ������������;

      � �������� �� ������ (��);

      � ����� ��������� �� ������ ����������.





      *���������� � ���������� ������:*

      * *

      *Microsoft **Word, *������ �4; ����� - *Times **New **Roman* (Batang,
      GulimChe (��� ���������� �����); MS Mincho (��� ��������� �����); SimSun
      (��� ���������� �����), ����� - 14, ����������� �������� - 1,5, ��������
      ������ - 1,25, ���������� �������, ��� ����������� �������, ��� ���������;
      ������ �����: ����� - 3,0 ��, ������, �������, ������ - 2 ��;
      ��������������� ������ �� ���������� ����������� ������ � ���������� �������
      [2, 9]. �� ����������� ������������� ������������ � �������� ������.



      �������� ������ - �� ������, ��� �������, ���������� �������, ������
      �������. ����� ��� ��������� - ������� � �������� ������ (��), ������
      �������� �������������� ����������� - �� ������� ����, ��������, ���������
      �������. ����� ����� ��� ��������� - ����� ������, ������������ �� ������.
      ������ �������������� ����������, ����������� �������� �����, ���������� �
      ���������� ������� � ����� ������. ����� ��������������� ������ - *�� 10
      ������� (������� �4)*. *����������� ����� - 4 ��������*.



      � ������ ���������� ��������� *�������� �� ������ (��)*:

      ������������ ����/�����������

      �����

      �������, ���, ��������

      ������ �������, ������ ������

      ���������, �������

      ���������� ��������

      ����������� �����������

      ���� ������

      E-mail

      * *

      *��� ������������ �����* ���������� ������������ ����� �������� � �������
      ������������.* ������������ ������ ������ ����� ��������-������������
      �������� ������������ ��� ����������� ���� (����������), ���������
      ��������-������������ ������ ���� �������� �������.*



      *��������� ����������* (������� �������� 1 ���. �� ������) - 100 ���. ��
      ���� �������� ��� ���������, 120 ������ �� ���� �������� ��� ��������������.
      ������ ���������� �������� ��������� �� *������*:

      *692512 ���������� ���� �.��������� ��.������������� ��� 6 ��.4 *

      *������ ������� ����������. *



      �� ���������� ����������� ����� ����� ������� ������. �������� ������ �����
      ��������� ���������� ����������� (�������������� � �������� 2011�.).



      ��������� � ������ �� ������� ������� ���������� �� ����������� �����:

      *uspi-conference2011@...*

      � ����� �������������� �������:

      1. ������ (� ������� Microsoft Word), �� ��������� �������� - ��������
      �� ������ � ���������� ����������. ���� �� ������� ������� �������� ������,
      ��������: ������.doc.

      2. ��������������� ����� ���������� ���������.



      ���������� ��������� �� ����� ����� �� �������� � ������� ���������,
      ����������� ����� �������������� �����, ����������� �� � ������������ �
      ���������� ������������. ������ ���������� � ��������� ��������.

      * *

      *���������, ��� ���� ����� ��������! ������������� �������� �� ��� �����������
      �����, � �������� �������������� ������� ����������. ���� � ������� 5 ����
      �� �� �������� �� ����������� ������������� � ���������, ��������� ��������.
      *

      * *

      *���������� �����������: *



      *������ ������� ����������*, �������� �������������� ����, �������
      ������������� ������� ���������� ����� ���������� ���������� ����

      *���������� ������ �����������*, ������, �������� �������������� ����,
      ������ ������� ���������� ����� ���������� ���������� ����



      ���������� �������: 902-527-57-10 (���������� ������ �����������).


      [Non-text portions of this message have been removed]
    • Пушкинская комиссия
      В *Институте мировой литературы Российской Академии наук*, в среду 21 марта, состоится
      Message 2 of 12 , Mar 16 2:16 AM
      • 0 Attachment
        � *��������� ������� ���������� ���������� �������� ����*, � ����� 21
        �����, ��������� ������ �. �. ������� (�������� �������� �����
        ���) �� ���� '������������ ������ "������� �������": ������
        ���������-����������'.
        ������ � 17.00.
        ����������� �� ����� http://www.pushkinopen.ru/ .


        ���������:

        � ������� ����� ��� ������ ����� ���� ������������ "����������" ��������
        �������, �. �. ��� �������, � �������� ��� ������������ ������� �������
        �������������� "������� ������" � ������� ��������� � ������ ��� �����
        �������. ������� ������� ����������� 33: (1) 11 ���� � ���������������
        ��������� -- � ������: 7 ���� � ���������� ������� (4-� � 5-� ����� �������
        ��������� � 1828 �. � ����� �����) ���� 2 ����� � ������� ��������� ������
        � ������ ���� (��������, ��������������, � 1829 � 1830 �.); (2) 15
        ���������� � �������� � ��������� �������� �� ������; (3) 7 ����������� �
        ���������� "����� �������" (�� ������� �����) � 1828 �� 1836 ��. (���
        ������� ��������� "������ �������� ������� � �� �����" �� ������� �����,
        ��������� � ��������� "���������", ������� ��� ����������� � ����� 1825 �.
        �������� � ����������, �� �� ����� � ���� � ����� � ���������� �����������.)

        ������ �������� ����� ������� ������������� ���� ������ ������������
        ������� ������ -- 1833-�� � 1837-�� �����. ����� ����������� �
        ���������������� ���� �������������� ��������� ����������� ����� �����
        �������� -- � ���������: ����������� �������� ������� 1833 �. � �������
        1837-�� (����� 40); ��������� ����������� (9), ��������������� (�����
        80-��), �������������� (���� ����� 80-��), ������������ (9).
        ���������������� ��������� � �������� ������ �� ��� �� ��������� �������� �
        ���������� ������ ��� ���������� ������� 1837 �. � ������ ����� ����������
        ��������������� ����� ��� ������������ ��������� �������� ����������
        ���������� ������������� ������� ������, ���������� � ����������
        ��������������� ����������, ���� �� ������� ������� 1836-� ����� (��� ����
        ������ ��������� - � ������� ���������� ��������� ���� - �������� �������
        ������ ������� ���� �������, ��� ������).

        ����� ��������� ���� �������� ���������� ���������� ������������� �������
        "�������" (� ���������, ��������������� ������� � �. �. �������,
        ������������ �������������� ����������, ��� ��������� "�����������" � ���
        ������ ������������� ������� �������� �����, � ����� ������ ��������
        ��������� � �. �. ��������� � ���������� ���������� ������������
        ��������������� �����).

        �� ������������ �������� ������� ���� ��������� ������������ �������
        (�������������� ��������������� �������������, ������������ � ��������� �
        ���������� ��������� �����) �������� ����������� �����: � �������� ��������
        ��������� ������ ������ � ������ ���������� ����� ������ ���������
        ������������ ������� "�������", ��� ���� ��������� �������� ���������
        �������� ��������� � ����� ������� 1833 �. ���� ����� � ����� ���������
        ���������� �� ������� 1833 �., ��������� ��� ���������� 6-��
        ("�����������") ���� � ���������� ������������� 16-�������, ����������� �
        ����������� ����������� ������� � �������������� ����� �����������.


        [Non-text portions of this message have been removed]
      • АНБ АНБ
        Уважаемые коллеги, Следующее, 3-е, заседание семинара по происхождению языка под
        Message 3 of 12 , Aug 30, 2012
        • 0 Attachment
          Уважаемые коллеги,

          Следующее, 3-е, заседание семинара по происхождению языка под руководством ст. научного сотрудника Института языкознания РАН А. Н. Барулина состоится 10 сентября 2012 г. в зале заседаний Ученого совета Института языкознания РАН в 17.00. На этом заседании выступит с докладом главный редактор Издательства "Языки славянских культур" канд. физ.-мат. наук А. Д. Кошелев. Тема доклада: "О протоязыке и его развитии в человеческий язык (когнитивно-лингвистический подход)".
          4-е заседание семинара состоится 26 сентября 2012 г. С докладом выступят профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая лабораторией когнитивных исследований. Зам. директора-координатор когнитивного направления НБИК-центра НИЦ «Курчатовский институт» Т. В. Черниговская и член - корреспондент Российской Академии Наук, заведующий лабораторией нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН К. В. Анохин. О теме доклада будет сообщено позже.
          5-е заседание состоится в октябре 2012 г. С докладом выступит к. б. н. В. С. Фридман. О теме доклада будет сообщено позже.
          6-е заседание семинара состоится в ноябре 2012 с докладом выступит директор Института языкознания РАН, чл.-корр. РАН, д. ф. н. В. М. Алпатов. О теме доклада будет сообщено позже.
          Ждем Вас!
          Адрес Института языкознания: Большой Кисловский пер., д. 1/12.
          Проезд: ст. метро "Библиотека Ленина", "Арбатская". Схему проезда
          можно найти на сайте Института языкознания РАН: www.iling-ran.ru

          Резюме доклада А. Д. Кошелева "О протоязыке и его развитии в человеческий язык (когнитивно-лингвистический подход)".

          Колоссальн­ый разрыв, существующ­ий между системами коммуникац­ии
          животных (СКЖ) и человеческ­им языком (на него указывали Макс Мюллер,
          Д. Бикертон, Н. Хомский, Е.Н. Панов и др.), склоняет многих ученых к
          мысли, что ближайшие предки человека владели некоторыми­
          «промежуто­чными» системами коммуникац­ии ― протоязыка­ми. Наиболее
          разработан­ной здесь является теория лексическо­го протоязыка­ (Д.
          Бикертон, Р. Джекендофф­ и др.). Согласно ей словá во фразе протоязыка­
          не имели иерархичес­кой синтаксиче­ской структуры («нанизыва­лись как
          бусинки на нитку: А+ В + С»), но обладали способност­ью объединять­ся в
          осмысленны­е комбинации­ и тем самым выражать новые смыслы.
          Один из главных парадоксов­ концепции протоязыка­ ― как промежуточ­ного
          этапа возникнове­ния человеческ­ого языка ― заключаетс­я в том, что по
          всеобщему мнению (Д. Бикертон, Т. Фитч и др.) в современно­м
          человеческ­ом языке от протоязыка­ не осталось никаких следов. При том,
          что рудименты гораздо более древней СКЖ очевидным образом сохранилис­ь
          (в виде жестикуляц­ии и эмоциональ­ных вокализаци­й, неизменно
          сопровожда­ющих человеческ­ую речь). Поэтому реконструк­ция протоязыка­
          опирается главным образом на изучение «живых ископаемых­», дающих
          свидетельс­тва о ранних стадиях эволюции языка. К ним принято относить
          детский язык, пиджины и переход от них к креольским­ языкам, язык
          «говорящих­» обезьян, афазии.
          В докладе высказывае­тся гипотеза о том, что подобно СКЖ протоязык
          также сохранился­ в современно­м человеческ­ом языке и представле­н в нем
          некоторым четко вычленяющи­мся подъязыком­, который можно было бы
          назвать прототипич­еским ядром языка. Эта гипотеза аргументир­уется,
          во-первых, посредство­м подробного­ описания упомянутог­о ядра, из
          которого следует, что по сравнению с человеческ­им языком его
          прототипич­еское ядро представля­ет собой качественн­о более простой
          (редуциров­анный) язык, обладающий­ элементарн­ым, семантичес­ки
          обусловлен­ным синтаксисо­м и элементарн­ой же лексическо­й семантикой­. А
          во-вторых, иллюстраци­ей некоторых механизмов­, объясняющи­х возможност­ь
          развития из этого подъязыков­ого ядра полноценно­го человеческ­ого языка.
          Если предложенн­ая гипотеза окажется справедлив­ой, то, с одной
          стороны, получит подтвержде­ние положение о том, что естественн­ый язык
          возник не сразу и целиком, как считали В. фон Гумбольт и Макс Мюллер,
          а поэтапно, пройдя через фазу протоязыка­. С другой стороны, откроется
          возможност­ь судить о свойствах и характере функционир­ования протоязыка­
          на основе непосредст­венного изучения его современно­го коррелята ―
          выявленног­о языкового ядра.
        • АНБ АНБ
          Уважаемые коллеги, Следующее, 4-е, заседание семинара по происхождению языка под
          Message 4 of 12 , Sep 18, 2012
          • 0 Attachment
            Уважаемые коллеги,

            Следующее, 4-е, заседание семинара по происхождению языка под руководством ст. научного сотрудника Института языкознания РАН А. Н. Барулина состоится 26 сентября 2012 г. в зале заседаний Ученого совета Института языкознания РАН в 17.00. К сожалению, по независящим от нас причинам доклад Т. В. Черниговской и К. В. Анохина не состоится. Вместо него состоится обсуждение монографии известного специалиста по происхождению языка Д. Бикертона "Язык Адама". С изложением идей Бикертона и их критикой выступит ст. научный сотрудник Института языкознания РАН к. ф. н. А. Н. Барулин.


            5-е заседание состоится в октябре 2012 г. С докладом выступит к. б. н. В. С. Фридман. О теме доклада будет сообщено позже.
            6-е заседание семинара состоится в ноябре 2012 с докладом выступит директор Института языкознания РАН, чл.-корр. РАН, д. ф. н. В. М. Алпатов. О теме доклада будет сообщено позже.
            Ждем Вас!
            Адрес Института языкознания: Большой Кисловский пер., д. 1/12.
            Проезд: ст. метро "Библиотека Ленина", "Арбатская". Схему проезда
            можно найти на сайте Института языкознания РАН: www.iling-ran.ru

            Резюме сообщения А. Н. Барулина

            Поиски решения проблемы происхождения языка разделяются у автора монографии на три направления: в русле первого решается вопрос о том, какая коммуникативная система послужила нашим предкам исходной для преобразования ее в язык, есть ли у нее конкуренты и как могло произойти так, что от этой системы ответвилась сначала система, просто вышедшая за пределы обычных коммуникативных систем животных, и только потом – язык, в русле второго направления решается проблема, как можно согласовать найденное автором монографии решение с известными данными антропогенеза, в русле третьего направления обсуждаются проблемы появления переходных коммуникативных систем, проблема перехода к примитивному языку типа пиджина и далее к полноценному языку.

            Одним из самых важных постулатов концепции Бикертона выглядит следующим образом: «Те, кто пишет о происхождении языка, слишком часто игнорируют один важный момент, которому я, напротив, придаю особое значение в этой книге. Суть его в том, что эволюция языка является частью эволюции человека и имеет смысл только тогда, когда рассматривается как часть эволюции человека». Продолжая эту мысль, американский ученый выдвигает еще одно важное утверждение: «Язык не развивался в вакууме. Он был, он должен был быть механизмом адаптации, точно так же, как и прямохождение, или отсутствие волос на теле, или противопоставленный большой палец» (с. 114).

            Второй важной идеей, на которую опирается исследование Бикертона, состоит в том, что он отказывается от составления все более и более подробного списка отличий языка от СКЖ. Формируя эти списки, мы так никогда и не поймем, какие трансформации СКЖ привели к возникновению языка. Мы будем только все больше убеждаться в огромном разрыве между языком и СКЖ. Здесь он приводит аналогию с физическими состояниями вещества. У льда, воды и пара тоже очень разные свойства, но появляются соответствующие различия в определенных температурных точках, по мере изменения температуры в нужном направлении свойства эти приобретают все более отчетливый характер. Следует обращать внимание не на различия, а на то, с какого «волшебного мига» начинают накапливаться принципиально новые свойства системы, превращающие ее в нечто совершенно отличное от того, что было. Эта идея определяет и стратегию исследования: коммуникация животных обслуживает совершенно определенные программы их поведения; новый тип коммуникации может возникнуть лишь в случае, когда возникает новый тип поведения, требующий выйти за пределы СКЖ. Таким образом, переход от системы коммуникации животных (СКЖ) к языку мыслится как постепенный процесс, в котором нужно выделить некое событие, которое запустило или спровоцировало запуск развития коммуникативной системы, характерной только для человека. Особенность этого нововведения состоит в том, что СКЖ, судя по исследованию М. Хаузера (Хаузер 1996), представляют собой довольно однородный тип коммуникативных систем, который существовал и исправно служил своим владельцам порядка полутора миллиардов лет. И лишь человек был поставлен в такие условия, что ему пришлось прервать эту огромную традицию.

            Таким образом, задача, состоит в том, чтобы в эволюции человека найти такой момент, когда сильно поменялось поведение наших предков, а в репертуаре сигналов, обслуживающих их поведенческие программы, найти такие, которые легче всего могут быть трансформированы в элементы языка.

            Одним из главных недостатков концепции Бикертона является непроработанность семиотической стороны вопроса и полное пренебрежение анализом эволюции звукового тракта.
          • АНБ АНБ
            Уважаемые коллеги, Следующее,­ 6-е, заседание семинара по происхожде­нию языка под
            Message 5 of 12 , Oct 28, 2012
            • 0 Attachment
              Уважаемые коллеги,

              Следующее,­ 6-е, заседание семинара по происхожде­нию языка под руководств­ом ст. научного сотрудника­ Института языкознани­я РАН А. Н. Барулина состоится 12 ноября 2012 г. в зале заседаний Ученого совета Института языкознани­я РАН в 17.00. С докладом выступит чл.-корр. РАН директор Института языкознания РАН В. М. Алпатов. Тема доклада: "ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА".

              7-е заседание семинара состоится 28 ноября 2012 с докладом выступят профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая лабораторией когнитивных исследований. Зам. директора-координатор когнитивного направления НБИК-центра НИЦ «Курчатовский институт» Т. В. Черниговская и чл.-корр. РАН и РАМН К. В. Анохина. О теме доклада будет сообщено позже.

              Ждем Вас!
              Адрес Института языкознани­я: Большой Кисловский­ пер., д. 1/12.
              Проезд: ст. метро "Библиотек­а Ленина", "Арбатская­". Схему проезда
              можно найти на сайте Института языкознани­я РАН: www.iling-ran.ru

              Резюме доклада В. М. Алпатова

              Проблема происхождения языка принадлежит к числу лингвистических проблем, которые интересуют и далёких от науки людей, традиционно она занимает большое место в «народной» лингвистике. Сходные идеи можно найти в развивавшихся независимо друг от друга лингвистических традициях, например, в европейской и японской. Там и там рассуждали о происхождении языка от звукоподражаний, непроизвольных выкриков и пр. Видимо, круг возможных догадок здесь исходно ограничен.
              Если говорить только о европейской науке, то можно видеть периоды интереса к происхождению языка, построения разнообразных гипотез, и периоды, когда проблема не рассматривалась и часто объявлялась ненаучной. Все наиболее известные гипотезы о происхождении языка появились ещё в античности, но после установления господства христианства были вытеснены библейскими представлениями. Снова к ним обратились в XVIII в., когда европейские народы освобождались от религиозного сознания. Именно XVIII в. был периодом максимального интереса к происхождению языка. Эта проблема занимала одно из центральных мест в философии языка, что было тесно связано со становлением в науке этого времени ранее отсутствовавшей идеи историзма. В XIX в. происхождение языка по-прежнему было популярным, а в ранний период сравнительно-исторического языкознания получило новый импульс. Однако во второй половине века после установления господства позитивизма от его рассмотрения отказались из-за отсутствия фактических данных, и проблема находилась вне внимания лингвистов в течение более столетия. Исключение составляла советская наука 1920-1940-х гг.: играли роль общественный климат послереволюционной эпохи, способствовавший массовому интересу к нерешённым глобальным проблемам, и авторитет Н.Я. Марра, постоянно обращавшегося к происхождению языка. После 1950 г. и в СССР происхождением языка перестали всерьёз заниматься. Однако в последние десятилетия во многих странах (на Западе больше, чем в России) наметилось возрождение интереса к данной проблеме, которой занимаются не только лингвисты, но и биологи, антропологи и др.
              Поскольку прямое наблюдение формирования языка невозможно, то теоретически возможны (кроме умозрительных построений и прозрений, которых было, пожалуй, больше всего) четыре пути движения к данному моменту в истории человечества. Это ретроспективный путь от известных человеческих языков, проспективный путь от «языков» предков человека, исследование доступных нам реликтов того момента и те или иные аналогии со сходными процессами. Точнее, проспективный путь в чистом виде невозможен, поскольку непосредственные предки человека недоступны наблюдению, а изучение человекообразных обезьян – скорее разновидность аналогии. Однако эта аналогия в отличие от других (детская речь, пиджины) претендует на моделирование реального процесса. В разные эпохи на первый план выходили разные пути.
              Ретроспективный путь казался заманчивым первым компаративистам XIX в., однако, как указывал А. Мейе, он был оставлен между 1875 и 1880 гг., поскольку компаративная методика способна реконструировать лишь языки современного типа; в наше время этот путь наименее популярен. В наши дни более всего занимаются изучением «языка» человекообразных обезьян, особенно шимпанзе, получены довольно значительные результаты. Но даже отвлекаясь от невозможности для обезьян из-за устройства гортани усвоить звуковой язык (выход был найден в обучении их языку жестов), оказалось, что обезьяны могут проходить лишь первые этапы обучения речи, соответствующие уровню ребёнка до двух – двух с половиной лет. Исследование реликтов – это изучение останков первобытных людей и их орудий, находимых при раскопках. Здесь в последнее время получены очень значительные результаты, но поскольку основная часть речевого аппарата безвозвратно утрачивается, то эти исследования дают лишь очень грубые приближения; вероятно, на их основе можно лишь сузить время предполагаемого появления языка до нескольких миллионов или даже нескольких сотен тысяч лет. Наконец, аналогии с пиджинами, популярные в современной науке, вызывают сомнения в их применимости, поскольку пиджины, использующие материал уже существующих языков, возникают существенно в иных условиях, чем условия происхождения языка.
              Таким образом, и сейчас, несмотря на значительное накопление материала в смежных областях науки, мы по-прежнему не можем сказать ничего определённого о происхождении языка. Разве что отсеиваются некоторые явно несовременные гипотезы вроде гипотезы об общественном договоре, предполагавшей, что первобытные люди были такими же, как мы, только не умели говорить. Тем не менее, новые гипотезы, обладающие той или иной степенью правдоподобности, продолжают появляться. Среди лингвистов-теоретиков интерес к происхождению языка обычно бывает свойствен тем учёным, которые обращаются к наиболее общим лингвистическим проблемам; это не только Н.Я. Марр, но и В. фон Гумбольдт, Н. Хомский. Проблема остаётся, и к ней будут обращаться, несмотря на то, что мы к ней так и не смогли пока подступиться.
            • АНБ АНБ
              Прошу прощения, в текст объявления о семинаре вкралась ошибка. Вот исправленный
              Message 6 of 12 , Oct 29, 2012
              • 0 Attachment
                Прошу прощения, в текст объявления о семинаре вкралась ошибка. Вот исправленный вариант:

                Уважаемые коллеги,

                Следующее,­­­ 6-е, заседание семинара по происхожде­­­нию языка под руководств­­­ом ст. научного сотрудника­­­ Института языкознани­­­я РАН А. Н. Барулина состоится 12 ноября 2012 г. в зале заседаний Ученого совета Института языкознани­­­я РАН в 17.00. С докладом выступит чл.-корр. РАН директор Института языкознани­­я РАН В. М. Алпатов. Тема доклада: "ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕ­­НИЯ ЯЗЫКА".

                7-е заседание семинара состоится 28 ноября 2012 с докладом выступят профессор Санкт-Петербургс­­кого государств­­енного университе­­та, заведующая­­ лаборатори­­ей когнитивны­­х исследован­­ий. Зам. директора-координато­­р когнитивно­­го направлени­­я НБИК-центра НИЦ «Курчатовс­­кий институт» Т. В. Черниговск­­ая и чл.-корр. РАН и РАМН К. В. Анохин. О теме доклада будет сообщено позже.

                Ждем Вас!
                Адрес Института языкознани­­­я: Большой Кисловский­­­ пер., д. 1/12.
                Проезд: ст. метро "Библиотек­­­а Ленина", "Арбатская­­­". Схему проезда
                можно найти на сайте Института языкознани­­­я РАН: www.iling-ran.ru

                Резюме доклада В. М. Алпатова

                Проблема происхожде­­ния языка принадлежи­­т к числу лингвистич­­еских проблем, которые интересуют­­ и далёких от науки людей, традиционн­­о она занимает большое место в «народной»­­ лингвистик­­е. Сходные идеи можно найти в развивавши­­хся независимо­­ друг от друга лингвистич­­еских традициях,­­ например, в европейско­­й и японской. Там и там рассуждали­­ о происхожде­­нии языка от звукоподра­­жаний, непроизвол­­ьных выкриков и пр. Видимо, круг возможных догадок здесь исходно ограничен.
                Если говорить только о европейско­­й науке, то можно видеть периоды интереса к происхожде­­нию языка, построения­­ разнообраз­­ных гипотез, и периоды, когда проблема не рассматрив­­алась и часто объявлялас­­ь ненаучной. Все наиболее известные гипотезы о происхожде­­нии языка появились ещё в античности­­, но после установлен­­ия господства­­ христианст­­ва были вытеснены библейским­­и представле­­ниями. Снова к ним обратились­­ в XVIII в., когда европейски­­е народы освобождал­­ись от религиозно­­го сознания. Именно XVIII в. был периодом максимальн­­ого интереса к происхожде­­нию языка. Эта проблема занимала одно из центральны­­х мест в философии языка, что было тесно связано со становлени­­ем в науке этого времени ранее отсутствов­­авшей идеи историзма. В XIX в. происхожде­­ние языка по-прежнему было популярным­­, а в ранний период сравнитель­­но-историческ­­ого языкознани­­я получило новый импульс. Однако во второй половине века после установлен­­ия господства­­ позитивизм­­а от его рассмотрен­­ия отказались­­ из-за отсутствия­­ фактически­­х данных, и проблема находилась­­ вне внимания лингвистов­­ в течение более столетия. Исключение­­ составляла­­ советская наука 1920-1940-х гг.: играли роль общественн­­ый климат послеревол­­юционной эпохи, способство­­вавший массовому интересу к нерешённым­­ глобальным­­ проблемам,­­ и авторитет Н.Я. Марра, постоянно обращавшег­­ося к происхожде­­нию языка. После 1950 г. и в СССР происхожде­­нием языка перестали всерьёз заниматься­­. Однако в последние десятилети­­я во многих странах (на Западе больше, чем в России) наметилось­­ возрождени­­е интереса к данной проблеме, которой занимаются­­ не только лингвисты,­­ но и биологи, антрополог­­и и др.
                Поскольку прямое наблюдение­­ формирован­­ия языка невозможно­­, то теоретичес­­ки возможны (кроме умозритель­­ных построений­­ и прозрений,­­ которых было, пожалуй, больше всего) четыре пути движения к данному моменту в истории человечест­­ва. Это ретроспект­­ивный путь от известных человеческ­­их языков, проспектив­­ный путь от «языков» предков человека, исследован­­ие доступных нам реликтов того момента и те или иные аналогии со сходными процессами­­. Точнее, проспектив­­ный путь в чистом виде невозможен­­, поскольку непосредст­­венные предки человека недоступны­­ наблюдению­­, а изучение человекооб­­разных обезьян – скорее разновидно­­сть аналогии. Однако эта аналогия в отличие от других (детская речь, пиджины) претендует­­ на моделирова­­ние реального процесса. В разные эпохи на первый план выходили разные пути.
                Ретроспект­­ивный путь казался заманчивым­­ первым компаратив­­истам XIX в., однако, как указывал А. Мейе, он был оставлен между 1875 и 1880 гг., поскольку компаратив­­ная методика способна реконструи­­ровать лишь языки современно­­го типа; в наше время этот путь наименее популярен. В наши дни более всего занимаются­­ изучением «языка» человекооб­­разных обезьян, особенно шимпанзе, получены довольно значительн­­ые результаты­­. Но даже отвлекаясь­­ от невозможно­­сти для обезьян из-за устройства­­ гортани усвоить звуковой язык (выход был найден в обучении их языку жестов), оказалось,­­ что обезьяны могут проходить лишь первые этапы обучения речи, соответств­­ующие уровню ребёнка до двух – двух с половиной лет. Исследован­­ие реликтов – это изучение останков первобытны­­х людей и их орудий, находимых при раскопках. Здесь в последнее время получены очень значительн­­ые результаты­­, но поскольку основная часть речевого аппарата безвозврат­­но утрачивает­­ся, то эти исследован­­ия дают лишь очень грубые приближени­­я; вероятно, на их основе можно лишь сузить время предполага­­емого появления языка до нескольких­­ миллионов или даже нескольких­­ сотен тысяч лет. Наконец, аналогии с пиджинами,­­ популярные­­ в современно­­й науке, вызывают сомнения в их применимос­­ти, поскольку пиджины, использующ­­ие материал уже существующ­­их языков, возникают существенн­­о в иных условиях, чем условия происхожде­­ния языка.
                Таким образом, и сейчас, несмотря на значительн­­ое накопление­­ материала в смежных областях науки, мы по-прежнему не можем сказать ничего определённ­­ого о происхожде­­нии языка. Разве что отсеиваютс­­я некоторые явно несовремен­­ные гипотезы вроде гипотезы об общественн­­ом договоре, предполага­­вшей, что первобытны­­е люди были такими же, как мы, только не умели говорить. Тем не менее, новые гипотезы, обладающие­­ той или иной степенью правдоподо­­бности, продолжают­­ появляться­­. Среди лингвистов­­-теоретиков­­ интерес к происхожде­­нию языка обычно бывает свойствен тем учёным, которые обращаются­­ к наиболее общим лингвистич­­еским проблемам;­­ это не только Н.Я. Марр, но и В. фон Гумбольдт,­­ Н. Хомский. Проблема остаётся, и к ней будут обращаться­­, несмотря на то, что мы к ней так и не смогли пока подступить­­ся.
              • АНБ АНБ
                Уважаемые коллеги, Следующее,­­­­ 7-е, заседание семинара по происхожде­­­­нию языка
                Message 7 of 12 , Nov 13, 2012
                • 0 Attachment
                  Уважаемые коллеги,

                  Следующее,­­­­ 7-е, заседание семинара по происхожде­­­­нию языка под руководств­­­­ом ст. научного сотрудника­­­­ Института языкознани­­­­я РАН А. Н. Барулина состоится 26 ноября 2012 г. в зале заседаний Ученого совета Института языкознани­­­­я РАН в 17.00. С докладом на тему «Свисты и импульсно-тональные сигналы – две системы коммуникативных акустических сигналов дельфинов-афалин (Tursiops truncatus)" выступят научный сотрудник Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН Александр Владиславович Агафонов и научный сотрудник того же Института Елена Михайловна Панова.

                  По просьбе докладчиков доклад профессора филологического факультета Санкт-Петербургс­­­кого государств­­­енного университе­­­та, заведующей лаборатори­­­ей когнитивны­­­х исследован­­­ий, зам. директора-координато­­­р когнитивно­­­го направлени­­­я НБИК-центра НИЦ «Курчатовс­­­кий институт» Т. В. Черниговск­­­ой и чл.-корр. РАН и РАМН К. В. Анохина. переносится на неопределенный срок.

                  Ждем Вас!
                  Адрес Института языкознани­­­­я: Большой Кисловский­­­­ пер., д. 1/12.
                  Проезд: ст. метро "Библиотек­­­­а Ленина", "Арбатская­­­­". Схему проезда
                  можно найти на сайте Института языкознани­­­­я РАН: www.iling-ran.ru

                  Структура доклада:

                  Обзор истории открытия и исследований акустической сигнализации дельфинов.
                  Современные представления об основных типах сигналов, продуцируемых афалинами, и их функциях.
                  Авторские исследования акустической активности афалин в условиях дельфинария: цели и задачи, методы, аппаратура, проведение работ.
                  Репертуар свистов исследуемых дельфинов.
                  Импульсно-тональные сигналы: физические характеристики, типология, структура.
                  Гипотеза о происхождении коммуникативных сигналов дельфинов на базе эхолокации.
                  Результаты исследования, выводы, дальнейшие перспективы.

                  И для дискуссии:

                  - Возможно ли, что система импульсно-тональных сигналов афалин представляет собой некую модель неречевой коммуникативной системы открытого типа?
                  Для ознакомления с материалами доклада прикрепляю файл со статьей докладчиков

                  [Non-text portions of this message have been removed]
                • Zakharov Victor
                  Семинар по корпусной и компьютерной лингвистике 19 февраля 2013 года (вторник) в 16.00.
                  Message 8 of 12 , Feb 11, 2013
                  • 0 Attachment

                    Семинар по корпусной и компьютерной лингвистике

                    19 февраля 2013 года (вторник) в 16.00.

                     Доклад:
                    О.Н.Камшилова (РГГУ им. А.И.Герцена).
                    Учебный корпус тестов: потенциал, состав, структура

                    В докладе на примере проекта SPbEFLLC («Учебный корпус текстов петербургских школьников, изучающих английский язык») описывается технология строительства учебного корпуса и работы с его материалом. Оценивается научный и обучающий потенциал корпуса. Описывается современная практика строительства учебных корпусов за рубежом и спектр научных и прикладных задач, которые ставятся и решаются на их основе.

                    Заседание пройдет по адресу:

                    Санкт-Петербург

                    Институт лингвистических исследований,
                    Тучков пер., д.9, конференц-зал.

                    Просим сообщить о семинаре всем заинтересованным коллегам.

                    Контакты:
                    E-mail: vz1311@...
                    Тел.: (911) 937 17 69 (Захаров В.П.)

                  • Zakharov Victor
                    Zakharov Victor. ... От кого: Zakharov Victor (vz1311@rambler.ru) Дата: 12 Февраль 2013 г. 0:37:30 Тема: [mosling] CONF Кому:
                    Message 9 of 12 , Feb 12, 2013
                    • 0 Attachment

                       

                      Zakharov Victor.

                      ---------- Пересланное сообщение ----------

                      От кого: Zakharov Victor (vz1311@...)

                      Дата: 12 Февраль 2013 г. 0:37:30

                      Тема: [mosling] CONF

                      Кому: (mosling@yahoogroups.com)

                      [mosling] TALK


                       

                      Семинар по корпусной и компьютерной лингвистике

                      19 февраля 2013 года (вторник) в 16.30

                       Доклад:
                      О.Н.Камшилова (РГГУ им. А.И.Герцена).
                      Учебный корпус тестов: потенциал, состав, структура

                      В докладе на примере проекта SPbEFLLC («Учебный корпус текстов петербургских школьников, изучающих английский язык») описывается технология строительства учебного корпуса и работы с его материалом. Оценивается научный и обучающий потенциал корпуса. Описывается современная практика строительства учебных корпусов за рубежом и спектр научных и прикладных задач, которые ставятся и решаются на их основе.

                      Заседание пройдет по адресу:

                      Санкт-Петербург

                      Институт лингвистических исследований,
                      Тучков пер., д.9, конференц-зал.

                      Просим сообщить о семинаре всем заинтересованным коллегам.

                      Контакты:
                      E-mail: vz1311@...
                      Тел.: (911) 937 17 69 (Захаров В.П.)

                    • Пушкинская комиссия
                      В Институте мировой литературы Российской Академии наук, в среду 6 марта, состоится
                      Message 10 of 12 , Feb 27, 2013
                      • 0 Attachment

                        В Институте мировой литературы Российской Академии наук, в среду  6 марта, состоится доклад Н. В. Перцова  (Институт русского языка РАН) на тему ‘О степени причастности Пушкина к сказке "Конёк-Горбунок"’.

                        Начало в 17.00.

                        Подробности на сайте: http://www.pushkinopen.ru/

                         

                        В докладе предполагается панорамно рассмотреть историю прижизненных публикаций (семи изданий — между 1834 и 1868 годами) сказки П. П. Ершова "Конёк-Горбунок" — с привлечением историко-литературных, биографических и лингвистических данных, связанных с Пушкиным и Ершовым и их общением. Особое внимание будет обращено, разумеется, на первое появление текста сказки перед российской читательской аудиторией в 1834 году (сначала в мае в 3-м томе журнала "Библиотека для чтения" была опубликована первая часть сказки плюс 18 строк второй; затем в сентябре — полный текст сказки в виде отдельной книги). После критического рассмотрения версии Пушкинского авторства сказки (А. Лацис, В. Перельмутер, В. Козаровецкий, Л. Л. и Р. Ф. Касаткины) докладчик предпримет попытку как-то объяснить высокий поэтический уровень текста, принадлежавшего очень молодому поэту (Ершову в мае 1834 года было 19 лет) — при том что в своем последующем творчестве Ершов не достиг ничего, что было бы сравнимо с поэтическим уровнем, прижизненным успехом и последующей необычайной популярностью этой сказки.
                      • Nina Dobrushina
                        Дорогие коллеги, лекция Барбары Парти перенесена в аудиторию 507. -- Nina Dobrushina Дорогие
                        Message 11 of 12 , Jan 22, 2014
                        • 0 Attachment
                          Дорогие коллеги,
                          лекция Барбары Парти перенесена в аудиторию 507.

                          --
                          Nina Dobrushina
                        • Заботкина Вера Иванов
                          Российский государственный гуманитарный университет Научно-образовательный Центр
                          Message 12 of 12 , Feb 27, 2014
                          • 0 Attachment

                            Российский государственный гуманитарный университет
                            Научно-образовательный Центр когнитивных программ и технологий

                             

                            Уважаемые коллеги!

                            Рады пригласить вас на очередные ежегодные Гуманитарные чтения – 2014

                            в Российском государственном гуманитарном университете

                            (Москва, Миусская площадь, 6)

                             

                            В рамках Гуманитарных чтений – 2014

                            31 марта 2014 года проводится Круглый стол

                            «Когнитивное многообразие как направление исследований в гуманитарных науках»

                             

                            В рамках когнитивных междисциплинарных исследований, проводимых Научно-образовательным Центром когнитивных программ и технологий, данная тема заявлена в 2014 году с целью обсуждения когнитивного многообразия как способа сосуществования когнитивных систем человека.

                             

                            В настоящее время вопрос о том, являются ли основные когнитивные процессы универсальными, уже не получает однозначного положительного ответа, поскольку когнитивные системы людей демонстрируют разнообразие моделей ментальных репрезентаций. Пока не существует теории, которая могла бы в полном объеме описать многообразие доменов, свойственных человеческому мышлению. Поэтому в настоящее время очень важно рассмотреть когнитивное многообразие как блоки проблем, охватывающих временные, пространственные, соматические, психологические и социальные параметры когниции человека.

                             

                            Когнитивное многообразие изучается в естественных, гуманитарных и социальных науках.

                             

                            В рамках круглого стола «Когнитивное многообразие как направление исследований в гуманитарных науках»  предполагается сконцентрировать внимание на различиях в ментальных процессах восприятия, суждения, категоризации и концептуализации с точки зрения гуманитарного знания.

                            Для обсуждения предлагаются следующие проблемы:

                             

                            Когнитивное многообразие как проблема исследований в психологии;

                            Когнитивное многообразие в аспекте культурных различий;

                            Когнитивное многообразие, лежащее в основе лингвокреативности, литературного и поэтического творчества;

                            Методы искусственного интеллекта в гуманитарной сфере.

                             Обсуждению на круглом столе могут быть предложены и другие темы, связанные с проблемой когнитивного многообразия как направления исследования в гуманитарных науках.

                             

                            В круглом столе примут участие: ведущий специалист в области когнитивной лингвистики, профессор, CNRS Дидье Боттино (университет Париж-10) и известный когнитивный психолог, профессор Эммануэль Сандер (университет Париж-8).

                             

                            Для участия в круглом столе просим вас прислать заявку и тезисы выступлений (до 1 стр.) по электронному адресу:  zabotkina@...

                            Просим вас указать в заявке:

                            1. Фамилию, имя, отчество на русском и английском языках.

                            2. Ученую степень, ученое звание, должность на русском и английском языках.

                            3. Название учебного заведения на русском и английском языках.

                            4. Тему выступления на русском и английском языках.

                            5. Краткую аннотацию выступления (до 5 строк).

                            6. Необходимость бронирования гостиницы.

                            7. Почтовый и электронный адрес, контактный телефон. Просим обязательно указать электронный адрес.

                            8. Необходимость технических средств.

                            Просим прислать ваши заявки до 15 марта 2014 года.

                             


                            --
                            Prof. Dr. Vera Zabotkina
                            Vice-Rector for International Innovative projects,
                            Director,
                            Centre for Cognitive Programs and Technologies,
                            Russian State University for the Humanities,
                            tel.: +74992506511
                            +79166419651 /mob/
                            e-mail: zabotkina@...
                            6 Miusskaya Sq., Moscow,
                            125993, Russia
                            www.rsuh.ru
                          Your message has been successfully submitted and would be delivered to recipients shortly.